Региональный координационный центр Ленинградской области

Нацпроект «Образование»: перспективы реализации в новой парадигме труда и занятости

Нацпроект «Образование»: перспективы реализации в новой парадигме труда и занятости

В рамках Форума Труда прошла сессия на тему «Перспективы реализации национального проекта «Образование» в новой парадигме труда и занятости».

Со вступительным словом выступили Сергей Иванов, заведующий лабораторией изучения социально-экономических и политических процессов современного общества СПБГУ, совместно с Ириной Ганус, первым заместителем председателя комитета по науке высшей школы Санкт-Петербурга.

Первой с докладом выступила Марина Лаврикова, первый проректор по учебной и методической работе СПБГУ. Она рассказала, как государство участвует в образовательном процессе, и какие задачи ставятся для успешной подготовки кадров. Государственный совет, рассматривающий проблемы образования и науки, предложил сделать систему образования более гибкой, позволять студентам менять траекторию профессионального выбора, а образовательным учреждениям научиться делать так, чтобы студент мог менять свой выбор без перевода на другую специальность. Также экспертом был поднят вопрос о возрастающей популярности самозанятости. Среди поколения Z наблюдается очень высокая динамика роста нежелания работать линейным персоналом или в сфере науки.

Следующим с докладом выступил Александр Ходачек, президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Эксперт отметил, что государство постепенно начало «возвращаться» к развитию сферы образования, поскольку усугубилась ситуация, когда выпускник не получал нужную профессию и должность после выпуска из образовательного учреждения. Эксперт также рассказал, что 85% учеников хотят получить высшее образование, поэтому оно нуждается в постоянном развитии. Стоит продумать связку между работодателями и образовательными учреждениями, чтобы выпускники получали рабочие места, а работодатели пользовались целевым обучением. Чтобы лучше контролировать квалификацию будущих кадров, было предложено ввести профессиональный экзамен вместе с защитой ВКР. Это предложение ранее озвучивалось президентом, но в послании Федеральному собранию оно не звучало.

Евгений Горин, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга: «Экономические лидеры рождаются из лидеров технологических». Представитель стороны работодателей отметил, что фирмам трудно заниматься образовательной функцией, поэтому именно образовательные учреждения должны профессионально подготавливать кадры. Основные функции ВУЗов и школ – образовательная, которая должна взращивать «не серые головы, а образованных людей», профессиональная, которая связана с конкретным производством и задачами, и воспитательная.

Степан Жолован, заместитель директора Центра опережающей профессиональной подготовки, предложил систему взаимосвязи образования и профессиональной деятельности. На первом месте воспитание, затем обучение, а после развитие и специализация. Эксперт также отметил, что поколение Z делает упор на интерактивность, наглядность и свободу, поэтому им нужна опережающая подготовка с применением цифрового образования.

Александр Федорков, руководитель управления учебно-административной и инновационной деятельности в Академии управления городской средой, градостроительства и печати также сделал акцент на послании президента, в котором отдавалось предпочтение помощи региональным вузам. Большинство образовательных учреждений готовы следовать новым концепциям и инновациям, но для этого им требуются базовые документы и образовательные стандарты. Их разработкой занимаются несколько структур: учебно-методические объединения, одно из которых находится в Ленинградской области, Министерство образования и науки и Министерство просвещения, а с 2014 года к разработке образовательных стандартов присоединилось учебно-методическое объединение в Санкт-Петербурге с предложением обновить нормативную и теоретическую базу.

Владимир Юдин, доцент Ярославского государственного университета, выделил два основных качества современного работника. Ими стали общая высокообразованность и тяга к самообразованию.

Эксперты обсудили вопросы, касающиеся новых направлений образования и кадрового потенциала образовательных учреждений, затронули проблемы воспитания новой талантливой молодёжи, а также выделили и раскрыли три основных вопроса конференции:
● Что такое система образования — отрасль экономики или элемент социальной сферы?
● Как организовывать современный образовательный процесс?
● Трудовые ценности: снижается ли как ценность самореализация на рабочем месте?

#education

×
×